Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации определила Россию как федера-тивное государство, чем закрепила принцип федерализма как основопола-гающий, обеспечивающий единство страны, централизацию государствен-ной власти за счёт разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и её субъектами, а также закрепила равноправие и реализацию права на самоопределение народов Российской Федерации. С целью развития основ федерализма, а также для устранения препятствий их развития последовательно был принят ряд законодательных актов.
30 ноября 2001 года Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О порядке при-нятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъек-та Российской Федерации». Данный закон определил характер российско-го федерализма и закрепил правила изменения субъектного состава Рос-сийской Федерации. Кроме того этот закон регулирует территориальную реорганизацию государства, а также основы взаимоотношений субъектов и федерации.
Анализируя нормативную базу и практику применения законода-тельства об изменении субъектного состава Российской Федерации, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день законодательная база, которая регулирует обозначенные отношения, имеет ряд недостатков.
Изучив порядок принятия Федерального конституционного закона от 30.11.2001 № 6-ФКЗ первоначальные проекты и поправки, становятся очевидны причины проблем его применения на практике. Сегодняшняя редакция закона является правовой базой процесса реорганизации субъ-ектного состава Российской Федерации. Подробно и всесторонне необхо-димо изучить процесс развития некоторых положений в законодательных актах, которые были приняты на основании этого закона, а так же причи-ны возникновения коллизий в действующих нормативно-правовых актах, регламентирующих изменение субъектного состава Российской Федера-ции.
18 марта 2014 г. между Российской Федерацией и Республикой Крым заключен Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя и образовании в составе Российской Федера-ции двух новых субъектов - Республики Крым и города федерального зна-чения Севастополя.
Ранее конституционно-правовой механизм изменения субъектного состава Российской Федерации не единожды применялся при образовании новых субъектов Российской Федерации в процессе «укрупнения» регио-нов, имевшего место в 2004-2007 гг. Изменение же субъектного состава Российской Федерации путём присоединения части иностранного государ-ства на примере Крыма и Севастополя было осуществлено впервые. Как и любой первоочередной опыт, присоединение Крыма и Севастополя не из-бежало определенных правовых ошибок и законодательных противоре-чий.
Поводом для научной дискуссии стал вопрос образования по ре-зультатам заключенного одного международного договора двух новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федераль-ного значения Севастополь, что, на первый взгляд, не в полной мере соот-ветствует требованиям российского законодательства.
Проблема изменения субъектного состава государства неоднократно изучалась учёными правоведами, и до принятия Федерального конститу-ционного закона, и после того, как закон стал применяться. Большинство авторов считают целесообразным и поддерживают изменение субъектного состава Российской Федерации путём укрупнения её субъектов. В частно-сти этому посвящали свои работы Безруков А. В., Болтенкова Л. Ф., Вар-ламова Н. В., М. Глинич-Золотарева, Лагутенко Б., Скурко Е. В., Саленко А. В. Несколько ученых занимались теоретическими основами реформи-рования состава субъектов Российской Федерации и давали критику суще-ствующей нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок изме-нения субъектного состава Российской Федерации. Здесь необходимо от-метить работы Черткова А. Н. В то же время вопросам вхождения Респуб-лики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации посвя-щено не так много научных работ, в связи с малой давностью произошед-ших событий.
Объект исследования - нормативно-правовые отношения изменения субъектного состава Российской Федерации при принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие реформирование нормативно-правовых отношений при создании или принятии новых субъектов Российской Федерации.
Цель работы - изучение законодательного регулирования порядка принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
Цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы изменения субъектного со-става Федерации;
- изучить проблемы нормативно-правового регулирования из-менения субъектного состава Российской Федерации;
- определить практику применения действующего законодатель-ства об изменении субъектного состава Российской Федерации и выявить проблемы и пробелы законодательства в этом вопросе.
Для решения поставленных задач необходимо использовать следу-ющие методы научного познания: всеобще-философские методы - диалек-тика и метафизика; общенаучные методы - анализ, синтез, исторический и системный подход; частно-правовые методы - формально-юридический, сравнительно-правовой.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОСТА-ВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА ФЕДЕРА-ЦИИ
1.1 Правовые основы изменения состава субъектов Российской Федерации
В соответствии со ст. 137 Конституции РФ состав Российской Феде-рации может быть изменен путем образования нового субъекта РФ и путем принятия нового субъекта в состав РФ. Процедура изменения состава субъектов регламентируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федера-цию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» . При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы ее федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культур-ные связи субъектов, их социально-экономические возможности.
Процедура образования в РФ нового субъекта предусматривает из-менение состава субъектов РФ в результате объединения двух и более гра-ничащих между собой субъектов. Образование нового субъекта может по-влечь прекращение существования таких субъектов. Инициатива образо-вания нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях кото-рых он образуется. Предложение об образовании субъекта направляется Президенту РФ, который уведомляет о нем палаты Федерального Собра-ния РФ, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними кон-сультации. Предложение должно быть обоснованным и содержать пред-полагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, прогноз со-циально-экономических и иных последствий, связанных с его образовани-ем, а также ряд сопроводительных материалов, включающих предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересо-ванных субъектов в отношениях с органами государственной власти Рос-сийской Федерации, другими субъектами; о внесении изменений и допол-нений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в свя-зи с образованием нового субъекта; сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов в заинтересованных субъектах и др.
Решение об образовании нового субъекта должно быть одобрено всеми субъектами, в которых проводится референдум. После получения официальных данных о результатах референдумов Президент РФ вносит в Государственную Думу проект ФКЗ об образовании в РФ нового субъек-та, в котором указаны: наименование, статус и границы нового субъекта, положения о прекращении существования субъекта (субъектов), если это предусматривалось планом объединения, а также сроки, в течение которых должны быть урегулированы вопросы, касающиеся формирования орга-нов государственной власти нового субъекта; внесения изменений и допол-нений в закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств те-кущего года; функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории ново-го субъекта; действия законов и иных нормативных правовых актов заин-тересованных субъектов на территории нового субъекта и др.
После принятия ФКЗ об образовании в РФ нового субъекта вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую ее состав.
На момент вступления в силу Конституции РФ в 1993 г. в состав Рос-сии входило 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В 2004 - 2008 гг. их количество сократилось до 83 за счет объединения краев, областей и входящих в их состав автономных округов. Во всех этих случаях в соответствии с требованиями Конституции РФ принимались со-ответствующие федеральные конституционные законы. Так, с 1 декабря 2005 г. в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа образован Пермский край ; с 1 января 2007 г. путем объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) ав-тономного округа и Эвенкийского автономного округа - Красноярский край ; с 1 июля 2007 г. после объединения Камчатской области и Коряк-ского автономного округа - Камчатский край ; с 1 января 2008 г. посред-ством объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского ав-тономного округа - Иркутская область ; с 1 марта 2008 г. в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа - Забайкальский край .
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Россий-ской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федера-ции. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2 Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в со-ставе Российской Федерации новых субъектов: подписан в г. Москве 18.03.2014 // Российская газета. - № 62. - 19.03.2014.
3 Об образовании в составе Российской Федерации нового субъ-екта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа: федеральный конституционный закон от 12.07.2006 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федера-ции. - 17.07.2006. - № 29. - Ст. 3119.
4 Об образовании в составе Российской Федерации нового субъ-екта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкий-ского автономного округа: федеральный конституционный закон от 14 ок-тября 2005 года № 6-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Феде-рации. - 17.10.2005. - № 42. - Ст. 4212.
5 О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации: федеральный конститу-ционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ: офиц. текст по состоянию на 31.10.2005 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24.12.2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4916.
6 Об образовании в составе Российской Федерации нового субъ-екта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа: федеральный конституцион-ный закон от 21.07.2007 № 5-ФКЗ // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. - 23.07.2007. - № 30. - Ст. 3745.
7 О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и об-разовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя: федеральный консти-туционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ: офиц. текст по состоянию на 31.12.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015 // Собрание законода-тельства Российской Федерации. - 24.03.2014. - № 12. - Ст. 1201.
8 Об образовании в составе Российской Федерации нового субъ-екта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ: офиц. текст по состоянию на 12.04.2006 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29.03.2004. - № 13. - Ст. 1110.
9 Об образовании в составе Российской Федерации нового субъ-екта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: федеральный консти-туционный закон от 30.12.2006 № 6-ФКЗ: офиц. текст по состоянию на 02.06.2007 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 01.01.2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 1.
10 О ратификации Договора между Российской Федерацией и Рес-публикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: федераль-ный закон от 21.03.2014 № 36-ФЗ // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. - 24.03.2014. - № 12. - Ст. 1202.
11 О признании Республики Крым: указ Президента Российской Федерации от 17.03.2014 № 147 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24.03.2014. - № 12. - Ст. 1259.
Судебная практика
12 По запросу Собрания депутатов Ненецкого автономного окру-га о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 26.6, пункта 2 ста-тьи 26.16, абзаца второго пункта 1 статьи 26.17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и ис-полнительных органов государственной власти субъектов Российской Фе-дерации», абзаца третьего статьи 3 Федерального закона «О внесении из-менений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах орга-низации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абзаца второ-го пункта 4 статьи 56, пункта 9 статьи 131, абзаца третьего статьи 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации: определение Конституцион-ного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 234-О // Вестник Кон-ституционного Суда Российской Федерации. - 2005. - № 6. - С. 45-47.
13 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 г. № 6-П по делу о проверке конституционности не вступив-шего в силу международного договора между Российской
14 Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Феде-рации новых субъектов // Собрание законодательства Российской Федера-ции. - 31.03.2014. - № 13. - Ст. 1527.
Научная литература
15 Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федера-ции: проблемы и пути их решения // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2003. № 2. С. 18-37.
16 Безруков А. В. Совершенствование и разграничение процедур принятия и образования в составе Российской Федерации нового субъекта // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 8. - С. 32-36.
17 Голубева Л.А. Порядок изменения конституционных положе-ний: тех¬нические тонкости // Вестник Санкт-Петербургской Юридической Академии. – 2015. – № 1 (26). – С. 19-26.
18 Данько А. А. Правовые проблемы изменения состава субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 8. - С. 41-46.
19 Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. Принятие Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 5. - с. 37-42.
20 Иностранное конституционное право / под ред. В.В. Маклако-ва. М., 1996. – 135 с.
21 Кулагин А. А Роль Конституционного суда РФ в принятии в состав российского государства новых субъектов (на примере Крыма и Севастополя) // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Се-рия: Юриспруденция. – 2015. – № 2.
22 Саликов М.С. Международные договоры РФ как объекты кон-ституционного судебного контроля // Российский юридический журнал. – 2014. – № 6.
23 Чертков А.Н. Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. № 11. С. 18-26.
24 Шугрина Е. С. Изменение границ субъекта Российской Федера-ции: особенности правового регулирования и правоприменительной прак-тики // Lex russica. - 2012. - № 5. - С. 938-957.
25 Шугрина Е. С. Изменение территории субъекта Российской Федерации в связи с образованием в составе России нового субъекта // Ак-туальные проблемы российского права. - 2012. - № 4. - С. 4-18.